25 Ноя, 2013

Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: «Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе» (в рамках ENES)

22 Ноября 2013 22 ноября 2013 года, в рамках 2-го Международного форума «Энергоэффективность и энергосберережение» (ENES), состоялось Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: «Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе».

В ходе совещания обсуждались вопросы:

• Основные результаты работы энергоаудиторов

• Проблемы развития энергоаудиторской деятельности

• Рекомендации по совершенствованию госполитики

Начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Минэнерго России Неуступкин Роман озвучил итоги реализации положений

Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» в части проведения обязательных энергетических обследований:

Презентация к выступлению

С момента принятия Федерального закона ФЗ-261 «Об энегосбережении и повышении энергоэффективности» (далее ФЗ-261) проведена большая работа. Так по данным государственной информационной системы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности»(далее – ГИС ЭЭ)на 10 ноября 2013 года проведено 106 864 обязательных энергетических обследований (далее – энергоаудит), что составляет примерно 33% от объема лиц, подлежащих энергоаудиту. Благодаря Вам собрана большая база данных, которая позволяет определить потенциал энергосбережения в различных отраслях экономики.

При анализе поступающих копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (далее – паспортов) видно, что качество постепенно растет, так если за период с 2010 по 2012 гг. включительно было зарегистрировано в реестре Минэнерго России 2% от поступивших паспортов, то за сентябрь – ноябрь 2013 года эта величина увеличилась до 80% от числа поступивших за этот же период. Но это не значит, что качество проведенных энергоаудитов на столько же повысилось, а научились более качественно заполнять паспорта.

Но, при этом по ряду объективных и субъективных причин главная цель ФЗ-261 в рамках энергетического обследования не выполнена, вместо выявления потенциала и разработки конкретных мероприятий направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения идет поголовная паспортизация, причем не всегда верно указанными данными, начиная от объемов потребления энергетических ресурсов и обеспеченности приборами учета ТЭР и заканчивая предложенными мероприятиями. А основным мероприятием по экономии тепловой энергии указана установка теплоотражающих экранов за радиаторами водяного отопления, при этом учета потребления тепловой энергии у обследуемого лица, как правило нет. Роль саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее – СРО) сводится к проверке математики паспорта и его регистрации, без оценки качества проведенного энергетического обследования. Выполнение СРО своих функций, в том числе контроля за деятельностью своих членов, сводится к сплошной формальности.

В связи с вышеизложенным, для экономии финансовых средств бюджетной и внебюджетной сфер, Министерство энергетики Российской Федерации считает необходимым пересмотреть концепцию 261-ФЗ и сделать шаг от принудительного повышения энергетической эффективности и энергосбережения к экономическому стимулу. Для этого Минэнерго России, предлагается:

1. Считать Фазу обязательного энергетического обследования в рамках 261 – ФЗ пройденной.

2. Для лиц, в рамках 261 – ФЗ, подлежащих проведению обязательного энергетического обследования введение ежегодной системы декларирования энергопотребления.

3. При формировании программ капитального ремонта зданий или реконструкции зданий с полным или частичным привлечением бюджетных средств объекты, стоимость капитального ремонта или реконструкции которых превышает 10 млн. руб., включать только после проведения энергетического обследования с обязательным выявлением энергетических и конструкционных недостатков и определением критериев энергоэффективности. Не менее чем через год эксплуатации, но не более двух лет после проведения капитального ремонта или реконструкции, обеспечить проведение энергетического обследования с целью выявления достигнутых результатов и соответствия их проектным данным.

4. Предусмотреть проведение энергетического обследования перед началом конкурсных процедур для заключения энергосервисного контракта (договора). Результаты этого энергетического обследования должны входить в конкурсную документацию на право заключения энергосервисного контракта (договора).

5. Обязать управляющую компанию по управлению многоквартирным домом (ТСЖ) организовать не менее чем через год эксплуатации, но не более двух лет, за счет средств Застройщика, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, с целью подтверждения фактических показателей энергоэффективности проектным данным. В случае несоответствия фактических данных проектных обязать Застройщика устранить выявленные недостатки за счет собственных средств.

6. Рекомендовать региональным органам, органам местного самоуправления, органам бюджетной сферы использовать опыт энергоаудиторов и результатов их работы при формировании или корректировке инвестиционных программ, программ повышения энергоэффективности и энергосбережения.

7. Разработать единые требования к программам повышения энергоэффективности и энергосбережения регионов, муниципалитетов, отраслей ТЭК и другим.

8. Произвести корректировку региональных, муниципальных, отраслевых и других программ повышения энергоэффективности и энергосбережения в части совершенствования механизмов привлечения внебюджетных источников.

9. Разработать и утвердить Министерством энергетики Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку ТЭР и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности требования к формированию инвестиционных программ в части финансирования энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий.

10. Сформировать совместно с заинтересованными ФОИВ единую базу наиболее доступных технологий (далее – НДТ), которые могли быть применены при модернизации производства в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

11. Сформировать совместно с заинтересованными ФОИВ и другими участниками процесса базы обмена опытом по внедрению НДТ и применению финансовых инструментов в различных проектах.

12. Рекомендовать обязательность внедрения энергетического менеджмента для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку ТЭР и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Создание единого реестра внедрения энергоменеджмента и мониторинга результатов полученных в результате его внедрения.

13. Рекомендовать использовать практику привлечения энергоаудиторов в качестве экспертов при возникновении разногласий по определению экономии потребляемых ресурсов при реализации энергосервисных контрактов (договоров).

14. Создание и ведение единого реестра энергосервисных договоров (контрактов) с указанием используемых НДТ, возможной и фактической экономией в натуральном и денежном выражении по завершению энергосервисного договора и описания причин в случае недостижения заявленной экономии.

15. Создание условий и процедуры предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний.

16. Создание механизмов кредитования для субъектов энергосервисной деятельности на льготных условиях при осуществлении типовых энергосберегающих мероприятий.

17. Внести изменения в законодательство в части, отнесения мероприятий направленных на экономию затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов без экономии в натуральном выражении к энергоэффективным мероприятиям.

Окончательный вариант предложений может быть скорректирован и дополнен предложениями участников мероприятия.

Источник: http://minenergo.gov.ru/