СЦ Энергия ТЕСТ

СЦ Энергия

«Сервисный Центр «Энергия» — это объединенная группа молодых компаний, вносящая свой вклад в развитие энергетической отрасли России. Основой группы и ее технической и научной базой является ООО «Сервисный Центр «Энергия», находящееся в г. Москва. Основное направление деятельности компании – комплексная реализация проектов в области энергетики, в частности реализация проектов по внедрению комплексных систем управления и учета энергоресурсов, новому строительству и  реконструкции существующих электрических подстанций и линий электропередачи, открытых распределительных устройств. По мере своего развития и расширения деятельности в Сибирском Федеральном округе была создана дочерняя компания ЗАО «Сервисный Центр Энергия» — Новосибирск, в задачи которой входит инженерное и техническое сопровождение проектов в  Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В послужном списке компании успешный опыт работы с такими предприятиями, как ОАО «Северо-Кузбасская Энергетическая Компания», ОАО «КемВод», ОАО «Кузбассэнерго-РСК» и многими другими. По тем же причинам, некоторое время спустя, создается компания ЗАО «Сервисный Центр «Энергия» — Ярославль, которая выполняет работы в  Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. В конечном итоге, в настоящий момент, группа компаний «Сервисный Центр «Энергия» выросла в крупную инженерно-техническую структуру, способную удовлетворить требования любого Заказчика на всей территории России и что, в свою очередь, позволило за короткий период времени существенно расширить свои производственные мощности и портфель заказов. Помимо основных направлений деятельности, описанных выше, в настоящее время, в рамках реформ, проводимых в сфере ЖКХ и принятия соответствующих Федеральных Законов, наши усилия направлены на решение задач по комплексному автоматизированному учету всех вырабатываемых и потребляемых энергоресурсов начиная от их производства, транспортировки и заканчивая конечным потребителем. Автоматизация учета на уровне бытового потребителя также позволяет решать основные задачи энергосбытовых и электросетевых организаций:
  • недостоверный учет в результате «человеческого фактора» (ошибок при заполнении квитанций вручную);
  • отсутствие оперативной информации о предоставленных и оплаченных энергоресурсах;
  • точное определение потерь в сетях;
  • обработка большого объема информации;
  • неплатежи потребителей;
  • большой штат контролеров.
Нашей деятельности в организации и осуществлении работ способствует успешное сочетание лучших мировых методик и применение самых современных образцов оборудования отечественных и зарубежных производителей, использование сплава опыта и молодости кадрового состава. Мы обладаем пониманием и способами решения проблем и потребностей наших потенциальных Заказчиков и готовы активно использовать весь свой имеющийся опыт и потенциал на благо удовлетворения потребностей наших Заказчиков. В настоящее время группа компаний СЦ «Энергия» реализует проекты по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС) учёта энергоресурсов (электроэнергии, воды, тепла, газа). Одним из основных направлений Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении» является обеспечение учетом энергоресурсов. Так в статье 13 определено, что все «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, системам централизованного теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами» «Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета». Представлены сроки по установке приборов учета:
  • До 1 января 2011 года здания, строения, сооружения органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
  • До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
При отсутствии автоматизации учета энергоресурсов возникают характерные проблемы при снятии показаний приборов учета
  • многократное увеличение численности контролеров
  • искажение показаний счетчиков контролерами в результате самопроизвольных ошибок или преднамеренных действий
  • увеличение  числа тарифов ведет к росту вероятности появления ошибок при списывании показаний с приборов учета
  • возникновение проблем учета энергоносителей при изменении тарифного расписания
  • намеренное занижение абонентом показаний приборов учета, при передачи их в сбытовую организацию для расчетов, как следствие рост показаний ОДН (Обще Домовых Нужд)
  • невозможность составления баланса из-за расхождения по времени снятых вручную показаний
Наличие автоматизированного учета позволяет снять все эти проблемы и добавить ряд преимуществ. Нашим предложением является создание региональной автоматизированной системы сбора, контроля технического и коммерческого учета энергоресурсов (электроэнергии, тепловой энергии, расход горячей и холодной воды) розничных потребителей, административных и муниципальных учреждений. Необходимость создания такой системы характеризуется следующим:
  • Внедрение узлов контроля, учета и регулирования на всех областных и муниципальных объектах региона (больницы, детские сады, школы, учреждения культуры и спорта, муниципальные предприятия) позволяет установить точные параметры реального потребления электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды. Соответственно такой контроль позволяет привести в соответствие объемы платежей из регионального, областного и городского бюджетов за эти ресурсы к реальным цифрам потребления.
  • Обеспечить оперативный доступ к актуальной и достоверной информации всем заинтересованным пользователям с соблюдением установленных сроков, стандартов передачи информации и необходимого уровня безопасности (устранить несанкционированный доступ к АССД и влияние «человеческого фактора» на достоверность информации);
  • Оперативный контроль за потреблением энергоресурсов позволяет существенно повысить эффективность мероприятий по энергосбережению на объектах.
  • Подключение регионального, областного и муниципального жилого фондов к автоматизированной системе контроля и учета позволит внедрить эффективную систему взаиморасчетов между поставщиками и потребителями ресурсов.
  • Формировать региональные балансы производства и потребления энергоресурсов в рамках региона, актуализировать информацию для принятия тарифных решений.
Для реализации программы по созданию «Автоматизированной системы сбора и учета энергоресурсов» разработаны Технические требования, которые можно адаптировать под конкретный регион и Заказчика Общая концепция автоматизации представлена на рис. 1,2,3. Предлагаемые решения, заложенные в требованиях, предусматривают интегрирование данных из различных автоматизированных систем учета: электроэнергии, тепла, воды. Позволяют выбрать наиболее рациональный, удобный и экономически эффективный подход к автоматизации учета розничного потребления энергоресурсов.
 Трехуровневая структура сбора и обработки данных  Трехуровневая структура сбора и обработки данных

Рис. 1 и 2. Трехуровневая структура передачи данных

 Сбор и передача данных

Рис. 3. Структура сбора и передачи данных

В Технических требованиях (ТТ) сформулированы общие технические характеристики и требования, выполнение которых необходимо выполнять при построении систем учета. В частности, к сбору и передаче данных, к каналам передачи данных, параметрам передаваемой информации и т.д. (например, передачу данных со счетчиков электроэнергии необходимо производить на основе PLC технологий, устройства сбора данных с приборов учета тепла и воды в обязательном порядке должны иметь сигнализацию о превышении заданных порогов расхода и т.д.). Кроме того изложены требования по надежности и метрологическим характеристикам приборов учета, определены требования по сохранности информации и разграничения прав доступа. Основные цели, заложенные в «Технических требованиях на создание «Автоматизированной системы сбора и учета энергоресурсов» заключаются в следующем:
  • обеспечить круглосуточный всеобъемлющий контроль процессов производства, транспортировки, и потребления электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды;
  • стимулировать потребителей ресурсов к рациональному их использованию;
  • выявить необоснованные потери при транспортировке и потреблении ресурсов;
  • обеспечить своевременное и полноценное обслуживание измерительных узлов;
  • при минимальных затратах обеспечить подключение к системе локальных сетей по контролю за другими ресурсами (газ, стоки и т.д.);
  • обеспечить оптимальную систему взаиморасчетов между производителями, поставщиками и потребителями ресурсов, оперативную подготовку платежных документов и контроль за их исполнением;
  • обеспечить получение объективной информации о техническом состоянии инженерных сетей, зданий и сооружений с целью установления обоснованных нормативов потребления ресурсов для каждого объекта, состояния инженерной инфраструктуры и предупреждения развития чрезвычайных и аварийных ситуаций;
  • обеспечить получение исходной информации для моделей прогнозирования и построения балансов потребления энергоресурсов;
  • обеспечить пообъектовое наращивание системы без изменения ее основной конфигурации, максимальным использованием установленного оборудования, замены базовых технических средств и программного обеспечения.

Реализация проекта

Построение системы комплексного учета энергоресурсов проходит поэтапно. Такой принцип позволяет реализовать последовательное наращивание измерительных и вычислительных средств. Одновременно этот принцип позволяет минимизировать единовременные вложения финансовых средств и задействовать механизм вложенных средств, начиная с первого этапа.

1 Этап.

На первом этапе оснащение коммерческими узлами учета муниципальных учреждений и многоквартирных домов.

2 Этап

Далее эти объекты дополняются устройствами, обеспечивающими сбор, регистрацию и хранение данных о потребленных ресурсах, параметрах энергоносителя.

3 Этап

Организация единого центра сбора и обработки данных.

Построение систем учета

В Ярославской области разработан и внедрен проект по комплексному учету энергоресурсов с диспетчеризацией на муниципальных учреждениях и многоквартирных жилых домах. Были выбраны пять городов г. Ярославль, г. Ростов, г. Тутаев, г. Данилов, г. Гаврилов Ям, в проект включены следующие объекты:
  • многоквартирные жилые дома (37 домов);
  • муниципальные учреждения (10 учреждений);
На объектах реализованы следующие технические решения: Для учёта электроэнергии в наших системах мы применяли оборудование компании «Iskraemeco», в котором используется технология передачи данных по электросети 220В (PLC). Отличительной особенностью электросчётчиков этого производителя является возможность подключения различных приборов учёта тепла, воды (холодной и горячей) и газа, имеющих импульсные выходы или шину передачи данных М-Bus. При таком построении АИИС, информация от счётчиков воды, газа или тепла посредством импульсных выходов или цифровых интерфейсов М-Bus передаётся в счётчики электроэнергии. По электросети 220В от счётчиков электроэнергии, установленных на вводах в дома или квартиры, информация поступает на концентраторы, которые устанавливаются на внутри квартальных подстанциях или в распределительных устройствах многоквартирных жилых домов. С концентраторов информация передаётся на сервер сбора данных в Диспетчерском центре нашей компании с помощью любого канала связи: GSM/GPRS, Internet, радиосвязи и т.д. Для организации учёта энергоресурсов на вводах многоквартирных домов и на муниципальных объектах применяются приборы учёта различных производителей («Теплоком», «ВЗЛЕТ», «Kamstrup», «Iskraemeco», «Инкотекс», Нижегородский завод им. М.В.Фрунзе и др.). Используя эти приборы, а также контроллеры Р2LРС компании «Iskraemeco», МС-8 ОАО «МЗТА» или DevLink D-500 ООО НПФ «КРУГ», организуются автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ). Сбор и передача данных на сервер Диспетчерского центра и управляющие сигналы обратной связи реализованы через различные каналы связи (GSM/GPRS, Internet, радио и т.д.). Сбор, накопление и обработка полученных данных с АИИС и АСДУ производится в Диспетчерском центре с помощью различных программных продуктов верхнего уровня («SEP2W», «Энергогород») с возможной интеграцией в различные билинговые системы поставщиков энергоресурсов. Широкий спектр используемого оборудования, технологий и ПО позволяет интерпретировать конфигурацию систем АИИС и АСДУ и применять различные технические решения для нужд каждого потребителя. Система позволяет:
  • Получить баланс электроэнергии по отдельному дому;
  • Рассчитать потребление Обще Домовых Нужд (ОДН) на основе разницы показаний общедомового счетчика и суммой общеквартирных счетчиков (рис. 4);
 

Рис. 4. Показания потребления энергоресурсов

  • Анализировать уровень ОДН (время съема показаний со всех счетчиков синхронизировано на конец суток, недели, месяца, на его основе можно делать вывод о наличии неучтенного потребления);
  • Получить среднее значение ОДН — расчетным путем;
  • Ограничивать потребление квартирных потребителей до установленного минимального уровня (75 Вт);
  • Собирать данные о расходе горячей и холодной воды. На основе этих показаний можно вести статистику потребления воды и условно прогнозировать расход воды;
  • Следить за расходом энергоресурсов в муниципальных учреждениях в режиме реального времени;
  • Осуществлять регулирование энергопотребления (по отоплению);
  • В реальном режиме отслеживать аварийные ситуации;
  • Готовить билинговую информацию для потребителей на оплату услуг (рис. 5,6).
 Диспетчерский центр и уровень билинг информационных центров  Билинговый центр и личный кабинет пользователя

Рис. 5. Диспетчерский центр и уровень билинг информационных центров

Рис. 6. Билинговый центр и личный кабинет пользователя

  Организовав на базе такой системы диспетчерский пункт сбора и обработки информации можно собрать, обработать и предоставить информацию заинтересованным сторонам. Собрав необходимую статистику, рассчитав среднее дневное, месячное потребление можно принимать управленческое решение. Такие пункты могут служить информационной базой и для самих жителей города.

Принципы создания диспетчерского центра.

Для создания диспетчерского центра необходимо:
  1. Создание организационно-правовой системы (проще говоря, отдельного предприятия), обеспечивающей выполнение требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Разработка и утверждение «соглашения о взаимодействии» между Администрацией города и организациями коммунального комплекса;
  3. Разработка положения о системе, регламентов взаимодействия;
  4. Формирование условия эффективного управления энергетическим и коммунальным хозяйством.
.